Тодорский Геннадий Александрович

Обо мне

Я, Тодорский Геннадий Александрович, родился в поселке Шугозеро, Тихвинского района, Ленинградской области 8 июля 1953 года. В школу пошел в 1960 году. Наше семья несколько раз переезжала с места на место. Поэтому мне приходилось менять несколько раз школы.

В начале 1965 года, во втором полугодии, я поступил в 5«а» класс Шугозерской средней школы. Достаточно большое количество мальчишек этого класса меня приняли очень жестко, иногда, даже жестоко. Я был слабенький, неуверенный в себе мальчик, не мог ни разу подтянуться на перекладине. Досталось мне на первых порах.

В то же самое время в школу пришел новый преподаватель физкультуры Серов Валентин Михайлович. Ему тогда было 26 лет. Он был не женат некоторое время, поэтому все свое рабочее и нерабочее время он посвящал урокам, спортивным секциям, соревнованиям, походам.

Валентин Михайлович был выпускником Ленинградского техникума физкультуры. Физически он всегда был разносторонне развит. Он замечательно плавал баттерфляем, кролем и брасом, с места и в движении выполнял сальто, что вызывало у нас, мальчишек, восторг. Он очень красиво бегал, в боксерских перчатках переигрывал всех старшеклассников в боксе. Он своих соперников по голове не бил, а легко шлепал по лбу, а сам при этом ловко изворачивался и ему ничего не попадало, такая у него была реакция и подвижность. И все эти качества дополнялись красивой, атлетической фигурой.

Еще у Валентина Михайловича были «золотые руки», за что он ни брался, все у него получалось. Весь спортивный инвентарь он ремонтировал своими руками.

Валентин Михайлович всем своим видом увлекал мальчишек, увлек и меня. Я начал ходить в различные спортивные секции и у меня стали добавляться силенки, что позволяло мне все чаще давать отпор обидчикам.

В 5 классе я не мог подтянуться вообще, в 8 классе – 15 раз, в 10 классе с радостью и удовольствием я мог подтянуться 25 раз.

Валентин Михайлович на высоком профессиональном уровне спланировал проект школьного стадиона, сам принимал активное участие в земляных, плотницких работах и использовал усилия старшеклассников в создании секторов для прыжков в длину и высоту, сектора для метания, футбольного поля и баскетбольной площадки. Но особой гордостью была беговая дорожка вокруг стадиона. На виражах был сделан специальный уклон, при этом правая сторона беговой дорожки была выше, чем левая, чтобы бы было легче бежать на поворотах. Мы, ребята, под руководством любимого преподавателя лопатами создавали эти уклоны.

Валентин Михайлович и сейчас жив, здоров, полон сил и планов. 3 января 2018 года ему исполнилось 79 лет. Я ему периодически звоню в Шугозеро по сотовой связи и не перестаю радоваться его увлеченности, заряженности. У него всегда много планов.

Спортивная жизнь в сельской школе бурлила и кипела, и мы вместе со своим другом и одноклассником Колей Шевелевым уже в 7 классе знали, кем мы будем – тренерами или преподавателями физкультуры в школе.

С 1971 по 1975 г.г. я учился на факультете физического воспитания Ленинградского педагогического института им. Герцена. Учеба в институте, да еще в Ленинграде, да еще 4 года… Замечательное было время наполненное учебой, развитием, встречами, знакомствами.

Во время учебы у нас было много хороших преподавателей, но было два преподавателя, которые особо повлияли на мою личную и профессиональную жизнь.

Первый из них Гильбо Израйль Самуилович, преподаватель анатомии. Он прекрасно знал и любил свой предмет. Он нашему курсу читал лекции и вел практические занятия у нашей мужской группы, где мы отвечали ему свои знания анатомии устно. Для того, что бы студенты учили анатомию регулярно, у него на практических занятиях была простая, но очень эффективная система. Если студент пропустил занятие по любой причине, даже очень уважительной или не ответил правильно то, что должен знать, то до следующего занятия он не допускался, пока он это занятие не отработает. Материал нужно было выучить, преподавателя на кафедре «выудить», что не всегда получалось, ответить ему и получить разрешение присутствовать на очередном практическом занятии.

Если пропуск или «неуд» были не отработаны, студент до занятия не допускался и у него было уже два пропуска или «неуда». Причем все карательные действия он проводил в добродушной, шутливой форме.

Посмеялись мы с ним немного вначале, потом получили по два-три «неуда», приложили титанические усилия, что бы их отработать и поняли, что лучше мышцы и кости изучать регулярно, а не в последние две ночи перед экзаменами.

Перед первой экзаменационной сессией Израйль Самуилович ко мне, как мне казалось тогда, отнесся с особым пристрастием – я ему сдавал зачет восемь раз. На экзамене же он меня, почти не спрашивал и с обаятельной улыбкой поставил пятерку. Он знал, что я знаю анатомию хорошо. Во время второй сессии я так же заработал пятерку. Много лет я его помню и благодарю. В то время, когда он добивался от меня хороших знаний анатомии в Ленинграде, в Евпатории достраивалась и вводилась в строй новая городская поликлиника, где мне впоследствии суждено было проработать более 30 лет методистом–инструктором по лечебной физкультуре и массажу. Хорошие знания анатомии очень помогали и помогают в работе, особенно когда приходит пациент со сложным, тяжелым диагнозом

Второй удивительный преподаватель, Вейсьман Борис Александрович. Он нам преподавал гимнастику. Два качество были у него очень развиты - профессионализм и артистизм. Каждое занятие было и полезным уроком и интересным, увлекательным спектаклем. На кафедре анатомии мы проходили теорию, в гимнастическом зале была практика – какая мышца выполняет то или иное движение.p>

Занятий за время учебы в гимнастическом зале было много, но одно особенно запомнилось. Восемь крепких молодых студентов и одно гимнастическая скамейка. Борис Александрович преподнес нам замечательный урок. Мы со скамейкой бегали, приседали, крутили ее, через нее прыгали, от нее отжимались. С хохотом мы проработали все группы мышц.

А потом очень серьезно анализировали вместе с преподавателем наше занятие. Главная мысль, которую нам он нам донес – если подумать, то такой простой предмет, как скамейка может быть хорошим спортивным снарядом.

Каждый раз, когда мы с очередным пациентом придумывали движение, которое сможет помочь ему, применяли его, и у нас получалось, я вспоминал Валентина Михайловича, Израйля Самуиловича, Бориса Александровича.

После окончания института я отслужил один год в рядах вооруженных сил и через некоторое время поступил на работу в детский санаторий «Солнечный» инструктором-методистом по лечебной физкультуре и массажу. Работа у методиста была многоплановая. Утром утренняя гигиеническая гимнастика, потом занятие лечебной гимнастикой. После завтрака дети получали массаж, гидромассаж, лечебный массаж, горячие шерстяные укутывания, занятия в плавательном бассейне, раз в неделю дети получали лечебную ходьбу – терренкур. Всем этим занимались методисты.

Дети были с терапевтическими диагнозами: хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония, хронический тонзиллит, с неврологическими: ДЦП, детский церебральный паралич, полиомиелит. Летом приезжали дети с заболеваниями почек. Кроме этого во всех отделениях, постоянно были дети со сколиозом позвоночника. Работать было и трудно и интересно.

Когда мой возраст стал приближаться к 25, я стал чаще болеть: ангина, бронхит, радикулит, гастрит, ОРЗ стали моими частыми спутниками по жизни. Заболевал все чаще, лечился все дольше.

Занятия физической культурой я все равно не забрасывал. Интересовался новостями спорта в мире. В то время я выписывал журнал «ФиС» Физкультура и спорт. Главный редактор этого журнала, Стив Борисович Шенкман, которого я никогда в жизни не видел, был моим замечательным учителем. С некоторого времени в журнале «ФиС» стали печататься «8 страниц о здоровье». На этих страницах, как медики, так и люди далекие от медицины делились опытом профилактики и лечения различных заболеваний без лекарств.

Николай Михайлович Амосов

"Врачи лечат болезни, а здоровье нужно добывать самому" - Николай Михайлович Амосов

Николай Михайлович Амосов, кардиохирург, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской премии. Впервые я о нем узнал со страниц журнала «ФиС». У хирургов тяжелая для позвоночника работа. При этом уколы и таблетки мало помогают. И у меня часто болела поясница. Амосов первым стал применять для себя и предлагать всем движение в лечении позвоночных болей. Он для себя разработал 10 упражнений и выполнял их ежедневно по 100 раз каждое утро. Потом он 1000 движений добавил себе и вечером.

Я его советы взял на вооружение для себя, стал выполнять его упражнения, добавил свои и без малого 40 лет сам помогаю себе чувствовать позвоночник здоровым и использую движение в работе, помогая обрести здоровье моим пациентам.

Николай Михайлович предлагал простое правило: если сустав здоров, нужно делать 50 движений, если сустав болен – не менее 200 движений.

Я с радостью и пользой для здоровья прочитал его книги: «Раздумья о здоровье», «Сердце на ладони», «Книга о счастье и несчастии». Когда я первый раз приехал в Киев, я нашел там институт сердечно-сосудистой хирургии, которым заведовал Амосов, нашел его самого, здоровался с ним за руку, благодарил, благодарил…

Питание, движение, внимательное и позитивное отношение к себе и окружению, осторожное отношение к лекарствам и таблеткам – обо всем этом Амосов рассказывал и писал.

Александр Александрович Микулин

"Одним из главных каналов очистки организма от шлаков и ядов является потовыделение. Регулярное ежедневное потовыделение необходимо для здоровья и долголетия. Бег на воздухе - лучшее для этого средство. Искусственная баня является полезным заменителем процедуры 'физкультурного' потовыделения." - Александр Микулин "Активное долголетие"

Второй Герой Соц. труда, о котором я узнал с «8 страниц о здоровье» был Александр Александрович Микулин, Генеральный конструктор авиационных двигателей. На его двигателях Чкалов и Громов летали в 30-е годы через Северный полюс в Америку.

Когда в свое время он начал болеть, он начал изучать свой организм, как инженер, создал свою оздоровительную систему и написал книгу «Активное долголетие». Министерство здравоохранения не разрешило ему эту книгу издавать т.к. у автора не было медицинского образования. Тогда Александр Александрович в 76 лет поступил в медицинский институт, в 80 – сдал государственные экзамены, защитил по своей книге диссертацию кандидата медицинских наук и издал книгу.

Одной из самых важных для меня рекомендаций А.А. Микулина, которую я взял на вооружение с 80-х годов по сегодняшний день для себя и для своей работы это – необходимость регулярно потеть. Пот ядовит, по своему составу похож на разбавленную мочу. Если мы регулярно не потеем, носим в себе ядовитые продукты жизнедеятельности, которые делают нас больными и сокращают нашу жизнь. Поэтому я в своей жизни и в своей работе постоянно использую фитопаровые бочки.

Когда созревает ученик, появляется учитель – так говорят умные люди. Помню, у меня подспудно возник вопрос – как помочь ребенку или взрослому пациенту выполнить то или иное движение, если его сделать очень трудно или невозможно. В библиотеке санатория я увидел старенькую книгу, в которой была информация, как в 50-е годы специалисты по лечебной физкультуре помогали детям, больным полиомиелитом восстановить утраченные функции. При полиомиелите у детей наступал вялый паралич определенных мышц. Нога не двигалась в каком-то направлении, рука не поднималась…

Светлые головы додумались через блок, веревку и тесемку больную конечность соединить со здоровой. Здоровая конечность самого больного или рука инструктора ЛФК помогают, в облегченном варианте, выполнят нужное движение.

Я использовал эту информацию в изготовлении простого приспособления, состоящего из подвешенного блока, веревки, манжетки. Детям очень нравилось здоровой рукой помогать поднимать или сгибать свою больную руку или ногу. Регулярные занятия часто приводили к хорошему результату.

Валентин Иванович Дикуль

"Я не люблю слово старость. Считаю, что ее нет. Зато есть прекрасные счастливые годы, когда ты мудр, опытен, полон жизни, оптимизма, активной работы. У тебя в душе всегда светит солнце, которое согревает твоих близких." - Валентин Дикуль

В очередной раз журнал «ФиС» предоставил интересную информацию про циркового воздушного гимнаста Валентина Дикуля, который упал с 13-метровой высоты и получил перелом позвоночника с параличом обеих ног. В своем выздоровлении Валентин Иванович тоже использовал этот же метод. Он придумал и ему изготовили металлический каркас, на котором были веревки, блоки, манжетки и он своими руками заставлял принудительно двигаться свои неподвижные ноги. Месяцы упорных тренировок и он поднялся, восстановился и стал выступать силовым жонглёром.

Создать пораженной конечности облегченные условия и дать возможность выполнять движение, которое помогает выздоровлению – этот принцип я использую в своей работе более 35 лет. Сначала пациенты выполняют движение с помощью, потом помощь постепенно уменьшается, а потом помощь убирается и добавляется сопротивление движению и постепенно наступает облегчение и выздоровление.

Повидал я многу трудных диагнозов, но, наверное, никогда не перестану удивляться очередному преображению человека, который приходит в тяжелом физическом и морально-психическом состоянии и в результате настойчивых занятий болезнь отступает и приходит выздоровление. Ради этого стоит жить и работать.

Большое количество современных тренажеров имеют грузы, блоки, тесемки, манжеты. Каждому болезненному состоянию – своя помощь и своя нагрузка.

Журнал «ФиС» каждый месяц дарил читателям один выпуск «8 страниц о здоровье». За год получалось 12 выпусков, т.е. 96 страниц о здоровье. За 10 лет я собрал 120 выпусков - 960 страниц – целая энциклопедия здоровья.

В этих страницах была информация о различных оздоровительных системах, древних и современных.

В результате у меня сложился ответ на вопрос – из чего же сделано и состоит наше здоровье?! А состоит оно из следующих пунктов:

  • Полноценное здоровое дыхание
  • Соблюдение питьевого режима
  • Адекватное нашей человеческой природе питание
  • Двигательный режим
  • Очищение организма через голодание, потение
  • Режим труда и отдыха – делу - время и потехе час, а не делу – время, потехе - час. Очень важно – и потехе – час, т.е. время для отдыха
  • Позитивное отношение к несовершенной окружающей нас действительности в состоянии внутреннего психологического равновесия
  • Отсутствие вредных привычек: никотин, алкоголь, наркотики, переедание
  • Закаливание с помощью природных факторов: солнце, воздух и вода

Во всех оздоровительных системах эти девять принципов, так или иначе, присутствуют.

Много раз в жизни мне сопутствовала удача. Я считаю, что большей удачей было то, что более 30 лет мне довелось работать в городской поликлинике г. Евпатории инструктором-методистом по лечебной физкультуре и массажу.

Схема с блоками и грузами

Тысячи пациентов с тяжелыми и очень тяжелыми диагнозами приходили ко мне с одним вопросом – как стать здоровым? Я им рассказывал о девяти шагах к здоровью. С самого первого дня в зале лечебной физкультуры я предлагал включить в процесс лечения функцию движения. Для этого с помощью специалистов я изготовил и стал применять тренажер, на котором было три уровня блоков. Привожу его схему. Высота тренажера была более 2 метров, в основании размеры были 1 метр на 1 метр.

С помощью веревок, грузов, манжеток и этих блоков можно было создать условия для разнообразных физических упражнений в облегченном и утяжеленном режиме.

Кроме блоков на тренажере, как на тракторе «Беларусь», были навешаны различные приспособления, которые позволяли выполнять избирательно различные движения.

По всему залу были развешаны кронштейны с блоками и различные приспособления, позволявшие выполнять разнообразные лечебные движения.

Много лет это все работало на благо людей. Но при переходе Крыма из Украины в Россию в поликлинике начались изменения. На любом производстве есть ретивые популисты, которые действуют только строго по инструкции.

Не один раз руководители среднего звена говорили мне, что эти все приспособления не могут использоваться потому, что они не имеют сертификата.

На все мои слова, что сертификата нет потому, что тренажеры и приспособления изготовлены в единственном экземпляре и используются не как медицинский прибор, а физкультурный тренажер в лечебных целях.

Тренажеры

Не смотря на то, все тренажеры тысячекратно были апробированы и приносили пациентам пользу, все это не могло работать потому, что не укладывалось в инструкции.

Поэтому я забрал все свое хозяйство и переехал в гостиницу «Московский дворик», где продолжаю заниматься своим любимым делом – помогать пациентам в лечении сложных заболеваний.

8 июля 2018 года мне исполнилось 65 лет, но я могу и знаю, как помочь многим пациентам с заболеваниями позвоночника и суставов.