Post

14 межпозвонковых грыж – не приговор

В моем кабинете есть стенд под названием « 14 межпозвонковых грыж – не приговор». С помощью этого стенда я рассказываю об удивительной  судьбе человека, инвалида первой группы, который был два раза парализован, но нашел силы противостоять тяжелейшей болезни, восстановиться на  радость себе и своему окружению.

 

Звать этого человека Валерий. Знаю я его более 30 лет. Проблемы с позвоночником у Валерия начались в раннем детстве. Когда ему было три-четыре годика, врачи оставили ему тяжелый диагноз: туберкулезный  спондилит – туберкулез позвоночника. Возбудитель заболевания – микобактерия туберкулеза. В позвоночник инфекция попадает с током крови из первичного очага инфекции, который находится в легких. Микобактерии туберкулеза попадают в тело позвонка, растут и размножаются, процесс протекает медленно, на это может уйти 1 – 2 года, затем инфекция расплавляет тело позвонка, после этого поражает межпозвоночный диск, с формированием на этом месте абсцесса (полости, заполненной гноем). После разрушения одного позвонка микобактерии туберкулеза начинают поражать соседний позвонок.     

Лечение Валерию предстояло долгое и трудное. Могло произойти что угодно, если не смерть, то тяжелая инвалидность. Ему долгое время нельзя было ходить, сидеть, стоять. Ему можно было только лежать. Несколько лет он пролежал в постели.  Учеба, игры, даже танцы – все несколько лет только лежа. Врачи сделали свое дело, он начал ходить.

Но много лет, до окончания средней школы, он был вынужден носить гипсовый корсет. На всю жизнь у Валерия  остался блок из сросшихся между собой нескольких позвонков. Трудности со здоровьем не помешали ему хорошо учиться в школе, иметь много интересов, окончить автотранспортный институт в Москве. В шахматы он играл на уровне кандидата в мастера спорта.

Познакомились мы с ним в городской поликлинике. Пришел он ко мне с позвоночными болями.  Я ему предложил массаж, физические упражнения в сочетании с вытяжением позвоночника.

Я считаю, что Валерий в моей жизни – удивительный человек. В плане профессиональном он для меня -  пациент с трудным диагнозом, что меня заставляло искать ответы на трудные вопросы и способствовало моему профессиональному развитию. В плане человеческом у него «золотые руки» и «светлая голова». За тридцать лет, которые я его знаю, у меня не было ни одной технической трудности, которую он не мог бы решить. Он что-то всегда хорошо делает  или дает совет - как мне  лучше  поступить. Много раз я к нему обращался и продолжаю обращаться, и каждый раз получал и получаю совет и помощь.

Я со своей стороны постоянно помогал ему и его жене с позвоночными болями. Лечиться регулярно ему постоянно было некогда. Когда прихватывала поясница или грудной отдел он прибегал ко мне несколько раз, я его массировал, и он исчезал до следующего обострения. Жена Валерия любительница вышивания, поэтому она периодически обращалась ко мне с болью в области головы и шеи.

Каждый раз, работая с ним, я ощущал руками его сильно спазмированые мышцы и  приговаривал, мол, созреваешь, дружище, созреваешь… Он в ответ усмехался и махал рукой. Некогда!   Я не мог себе представить,  насколько мои предостережения сбудутся. Но они сбылись, и как сбылись!

В 2005 году Валерий купил в магазине электронагреватель для воды, занес на спине к себе в квартиру на четвертом этаже. Когда он опускал нагреватель на пол, мышцы поясницы испытали сильное напряжение. При этом он почувствовал какой-то хруст или щелчок. Дело было днем, а вечером у него отнялись ноги. В тот же вечер Валерий был госпитализирован в неврологическое отделение городской больницы города Евпатории.

В медицине всегда существовала главная идея, что все проблемы в спине и пояснице начинаются с позвоночника. Эта теория утверждала и сегодня утверждает, что межпозвонковая грыжа зажимает корешок спинномозгового нерва и все проблемы от этого. Лечение только одно – резать, удалять грыжу.

Перед операцией пациент подписывает соглашение, в котором гарантии на выздоровление врач не дает. В 98% случаев оперативного вмешательства пациент становится инвалидом. Но об этом пациенту перед операцией не говорится.

В начале 80-х годов Амосов Николай Михайлович первым среди врачей предложил лечить позвоночные боли с помощью физический упражнений. У хирургов тяжелая для позвоночника работа. Амосов, страдая от позвоночных болей, придумал десять упражнений и ежедневно их выполнял по 100 раз каждое. Всего получалось 1000 движений ежедневно. Мне тогда было под 30 и я уже несколько раз к тому времени испытал поясничную боль. Всякое лечение не приносило результата. Я начал выполнять упражнения Амосова и боли прошли. Некоторые его упражнения я выполняю, некоторые изменил, добавил свои и более 35 лет, как говорится сам «горя не знаю» и помогаю многим своим пациентам.

В начале 2000-х годов в руки мне попала интересная и полезная книга Марка Жолондза «Остеохондрозы позвоночника». В ней я  прочитал, что причина позвоночных болей находится не в межпозвонковых дисках и спинномозговых нервах, а в околопозвонковых, паравертебральных по-медицински, мышцах и связках, что подтверждало теорию Амосова и укрепляло мою уверенность в правильности моего выбора.

К тому времени я уже был лично знаком c Валентином Ивановичем Дикулем, который после падения с 13-метровой высоты, работая воздушным гимнастом в цирке, получил перелом позвоночника и паралич нижних конечностей. Знаком я был и с его методикой восстановления. После восстановления он начал работать силовым жонглёром. У Валерия было состояние, похожее на состояние Дикуля, когда тот лежал парализованный.

Когда-то у него работал Сергей Михайлович Бубновский, но потом их пути разошлись. С конца 90-х Бубновский начал рассказывать о себе в интернете. Сейчас он доктор медицинских наук, профессор, писатель, замечательный специалист. Его книги приносят огромную пользу многим больным. В книгах Бубновского мы также можем прочитать главную мысль – ищи проблему в мышцах, а не в позвоночнике.

На следующий день, после того, как Валерий попал в неврологию я пришел к нему в палату и увидел, что состояние его было тяжелым. Ноги у него были неподвижны, а мышцы спины были сильно спазмированые. У меня было убеждение, что все наладится, хотя и не так быстро, как хочется. Я рассказывал Валерию про Амосова, Жолондза, Дикуля, Бубновского.

Я приходил к нему, массировал ему спину, поясницу и ноги. Потом мы вместе делали ему пассивные упражнения для ног и активные для спины и поясницы. Врачи делали свое дело -  исследования, капельницы, уколы. У меня с ним было свое дело -  движение, массаж, дыхательные упражнения. Мышцы спины и поясницы постепенно расслаблялись, а  ноги оставались вялыми, безжизненными. Валерия готовили к отправке в г. Харьков в институт ортопедии и травматологии им. Ситенко.

Некоторое время я к нему походил в больницу, потом мне надо было уезжать. При расставании я ему дал один совет – не соглашаться на операцию.

В Харькове врачи провели свои исследования, и обнаружилось, что у Валерия 14 межпозвонковых грыж. Они на фотографиях показаны стрелками. На правой фотографии также виден полуразрушенный туберкулезом первый поясничный позвонок.

 

Валерия стали склонять на операцию на позвоночнике. Дали ему на размышления 3 дня. Как он мне говорил – не спал три дня и три ночи. Ответ сам пришел просто поразительный. Врач, которая хотела сделать Валерию операцию, скоропостижно умерла.  А другой врач, который до этого не имел право голоса, посоветовал – домой, домой, на реабилитацию.

Привезли его лежачего домой, на покрывалах и простынях занесли на четвертый этаж, положили на кровать в спальне. Я к тому времени вернулся из поездки. Пришел я к нему в спальню, замерил расстояние от стены до стены, около 3 метров, пошел на базу, где продавался металл. Там вырезали мне две трехметровые квадратные трубы  сечением 50 на 40 мм. Потом эти две трубы я закрепил над кроватью на высоте примерно 180 см. На эти трубы закрепил блоки, через блоки пропустил веревки с манжетками и тренажер готов.

Когда человек парализован, он не может сделать совсем простые дела. У Валерия совсем не работали ноги, поэтому он даже не мог приподняться в кровати, чтобы  под себя подложить утку, чтобы в нее сделать естественные потребности, т.е. просто сходить в туалет. У него в гараже была лебедка, которую он использовал при ремонте автомобиля. Эту лебедку мы прикрепили  к трубам над головой, просовывали под таз Валерия широкий ремень, и он сам себя лебедкой приподнимал и в подставленную утку справлял свои надобности.

Я приходил к Валерию домой, делал массаж и пассивные и активные упражнения для спины и ног. Он же руками постоянно с помощью  веревок и блоков заставлял двигаться свои ноги.  Потом постепенно стали добавлять упражнения с грузами.

 

 Постепенно начали двигаться пальцы на ногах, потом ступни, потом он стал присаживаться, потом приставать на ноги с помощью ходунков.

 

 Затем добавили упражнения  на наклонной доске.

 

 Потом пришло время гребле.

 

 В условиях трехкомнатной квартиры условия были стесненные, тренажеров профессиональных не было, но с помощью самодельных приспособлений работа и лечение проходили плодотворно. На правой фотографии показана гребля  в профессиональном зале, на левой – гребля в квартире у Валерия.

Ноги постепенно укреплялись и мы добавили приседания на тележке.

 

 Подом добавили гиперэкстензию или наклоны вперед.

 

Месяца через 2,5 -3 Валерий стал ходить и жить нормальной жизнью.

Через несколько месяцев, в начале 2006 года, я начал наблюдать в Валерия нехорошие изменения – он начал быстро толстеть. Оказалось, что он пристрастился к пиву. Каждый день одна-две бутылочки. Да под закусочку. Предупреждал я его об опасности. Как говорится – лишний вес никогда не бывает полезным. Не послушал он меня. И алкоголь и лишний вес сказали свое слово.

В 1961 году три американских ученых, физика, Найсли, Маскауи и Пеннингтон сидели и разглядывали в изготовленный ими длиннофокусный микроскоп человеческий глаз. Они через зрачок сфокусировались на мельчайших сосудах сетчатки глаз, сбоку дали подсветку, и физикам впервые в истории науки удалось заглянуть внутрь сосуда человека и увидеть, как по сосуду течет кровь. Что же увидели физики?

Они увидели стенки сосуда и красные, белые кровяные тельца, все это текло, все снимали на пленку. В один из понедельников физики посадили очередного клиента, глянули ему в глаз и ахнули — у человека по крови гуляли тромбы, сгустки, склейки эритроцитов, красных кровяных телец. Причем, в этих склейках они насчитывали по 5, 10, 40, 400 — до 1 тысячи штук! Они их образно назвали «Виноградные грозди». Физики перепугались, а человек сидит — вроде ничего. У второго-третьего нормально, а у четвертого — опять тромбы. Начали выяснять и выяснили — эти двое накануне пили.

Тут же физики совершили варварский эксперимент: трезвому человеку, у которого было все нормально, дали кружку пива. Он эту кружку пива выпил и через 15 минут в крови бывшего трезвого человека побежали вот такие алкогольные склейки эритроцитов.

 

 Чем выше процент содержания спирта в употребляемом напитке, тем более выражен этот процесс. Это опасно еще и тем, что диаметр мельчайших капилляров в теле и, особенно в  мозге очень близок к диаметру эритроцитов. И если в капиллярах начнется склеивание эритроцитов, то они закроют просвет капилляра. Тогда прекратится подача кислорода к  многим клеткам человеческого тела, в том числе головного и спинного мозга, вследствие чего, после кислородного голодания в 5-6 минут,  клетки просто погибает. И чем выше в крови концентрация алкоголя, тем интенсивнее происходит процесс склеивания эритроцитов, и тем больше погибает  клеток на разных уровнях, в разных системах и органах.

Уже без всяких тяжестей, ничего не таская на себе, медленно, постепенно Валерий тяжелел и в конце апреля 2006 года опять оказался парализованным в неврологии. Опять я начал ходить к нему в больницу, опять я добавлял к лечению врачей свою помощь в виде массажа и физических упражнение. Одна знакомая, врач, невропатолог, которая работала в поликлинике и в больнице в том отделении, в котором лежал Валерий как - то увидела меня, отвела в сторону и сказала о своих опасениях, что он уже не встанет, что у него подозревается онкология. Я ей ответил,  что Валерий встал один раз, поднимется и второй раз.

На этот раз сын Валерия устроил его в Киев в институт травматологии и ортопедии. Там невропатологи говорили о необходимости операции, а нейрохирурги говорили о реабилитации. Полечили Валерия там немного и отправили домой неходячего.

А дома – те же трубы, блоки, веревки, манжетки, упражнения и выздоровление. К осени 2006 года Валерий ходил, ездил на машине. Опять удалось избежать инвалидной коляски.

После выздоровления Валерий сделал  немного показушный, на мой взгляд, поступок. Он пригласил домой в гости женщину, врача, которая сомневалась в его выздоровлении, угостил ее немного. Потом задал прямой вопрос  с улыбкой – а вы ведь не верили, что я поднимусь? Она ответила – да, я не верила, мы, врачи, не верили. Этот разговор, несомненно, доставил ему удовольствие. Мне тоже было приятно об этом слышать

Периодически он ходил ко мне в поликлинику, занимался на тренажерах, мы продолжали и продолжаем с ним дружить и заниматься физической культурой.

 

Много раз мы с Валерием ходили в бассейн. За одну тренировку могли проплыть более 1 километра. Летом, когда было теплое море, могли не только поплавать, но и понырять.

 

 

 Но самым большим достижением в результате выздоровления Валерия, был наши походы в горы, а особенно необычен поход дважды парализованного человека, пожизненного инвалида 1 группы,  на восточную вершину горы Чатырдаг.

 

 

Побывал он у меня в Московском дворики, где «тряхнул стариной», прошелся по тренажерам в 2016 году.

 

 

Каждый раз мой рассказ об опыте Валерия вызывает живой интерес и удивление у слушателей. Рассказ еще подкрепляется показом фотографий. Когда пациенты узнают об этом удивительном опыте, это придает им силу и убежденность при лечении своего болезненного состояния. Приходит пациент, оглушенный приговором врачей в неотвратимости операции на позвоночнике, с одной, двумя и более грыжами  и узнает,  что не так все безнадежно. И на моих глазах, за полторы-две недели происходит таинство преображения человека. Потом выздоровевший человек делится опытом с другими бедолагами и те приходят, тоже оглушенные, и они проходят процесс преображения. Ради этого стоит работать многие годы.  

Спинномозговой нерв и межпозвонковый диск располагаются  в разных поперечных плоскостях, поэтому протрузии и грыжи дисков не могут повредить спинномозговые нервы и их корешки. Из этого следует, что  никаких радикулитов и радикулярных синдромов в природе не существует, как не существует и вертеброгенных  синдромов,- болезненных состояний, связанных с позвоночником.

Поиск в позвоночнике источника боли – напрасная трата времени и средств на дорогостоящие, трудоемкие  лучевые методы исследования.

Причина боли находится в мышцах, связках, фасциях головы, туловища и конечностей, а не в остеохондрозе и не в межпозвонковых грыжах.

Термин «остеохондроз» был предложен Шморлем в 1932 году и означает изменение хряща и прилежащей к нему кости. Поэтому остеохондроз может быть в разных частях тела, где есть хрящ и кость: в позвоночнике, в суставах, в ребрах. Начинается процесс изменения всегда с хряща, затем изменения наступают в костях. Хрящевая фаза изменений называется хондрозом, костно-хрящевая – остеохондрозом.

Остеохондроз – процесс своевременного или преждевременного старения Это не болезнь, а медленно, с возрастом развивающееся состояние, такое же, как поседение, облысение, старческое изменение кожи, ногтей, зубов.

        Чтобы опыт Валерия был все время на виду и придавал занимающимся в зале дополнительную силу и мужество, я собрал некоторые фотографии и сделал стенд. Эта наглядная информация помогает мне убеждать и вдохновлять приходящих ко мне людей на трудную и важную работу.

         Для большей убедительности через некоторое время мне захотелось добавить на стенде - «Даже и» и получилось –

Даже и 14 межпозвонковых грыж – не приговор.

 

 

В настоящее время, большинство хирургов, выполняющих операции на позвоночнике, знают, что хирургическое удаление грыжи межпозвонкового диска не делает человека здоровым. В 98 процентов случаев у пациентов наблюдаются осложнения и рецидивы, т. е повторение болезненных состояний. Повторные операции еще больше нарушают структуру и функцию позвоночника, что в дальнейшем  в  большинстве случаев приводит к инвалидности.

Если пациенту предлагается операция по удалению межпозвонковой грыжи, желательно сначала пройти курс физических упражнений в тренажерном зале со специалистом, который понимает природу позвоночных болей и знает, как можно помочь.